Как высказывать и воспринимать критику

ВАМ НУЖНО СДЕЛАТЬ КРИТИЧЕСКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ 
Золотое правило: помните, что критиковать можно конкретные действия и поступки, никогда не делая обобщений; ни в коем случае не подлежат критике личные качества человека.
1. Проанализируйте, почему вам нужно высказать критику. Вы в целом не удовлетворены поведением человека и хотите, чтобы он изменился? Или у вас есть конкретное замечание и определенная цель?
2. Высказывайтесь ясно и предметно, без недомолвок. Лучше сказать: «Меня раздражает то-то и то-то», чем «Ты меня просто бесишь». Или же, если речь о работе, уместно сказать: «Я очень недоволен вашими постоянными опозданиями. Прошу вас приходить вовремя».
3. Не додумывайте за другого. Не пытайтесь предсказать чужую реакцию и не заканчивайте фразы собеседника за него.
4. Различайте эмоции и отношение. Близкому человеку можно сказать: «Если я тебя критикую, это не значит, что я тебя меньше люблю», а коллеге: «Я ценю вас как сотрудника, но думаю, что в работе над последним проектом вы проявили небрежность».


ВАС КРИТИКУЮТ
Золотое правило: слушайте внимательно и дайте собеседнику понять, что вы его услышали: «Я вас понял(а)».
l. He стремитесь оправдываться. Любое оправдание - это попытка оспорить или смягчить критику. Это свидетельство смущения, чувства неправоты, вины или стыда.
2. Трезво оценивайте критику в свой адрес. Если собеседник высказывается уважительно и аргументирует свои замечания, критику можно
и нужно принять к сведению, чтобы изменить свое поведение. Но если вам кажется, что критика необоснованна, вы можете не отвечать на выпады или отразить их: «Оставьте при себе ваши замечания» или «Я не принимаю вашу критику в которой себя не узнаю».
3. Осмысливайте воздействие критики на вас. Задайте себе вопрос, чем же вас задело то или иное замечание. Затронуло больную тему? Оживило старые раны? Попробуйте отстраниться оттого, в какой форме вам была преподнесена критика, - возможно, по сути она содержит ценные замечания, которые помогут вам развиваться.